Иллюминации — исследовательская выездная школа. Она задумана как питательная среда для мыслителей разных стран, сообществ и академических культур, заинтересованных общими темами. Мы хотим, чтобы она стала плавильным котлом новых идей. Наша задача: совместная работа над текстами, теориями и концептами. Замыкаясь в “родном” сообществе (сколь угодно разветвленном), ограничивая себя “примитивной территориальностью”, философ обрастает панцирем и пускает “корни”. Мы хотим вырастить ризому. Подстраиваясь под вкусы и потребности привычной аудитории, мыслитель все больше удаляется от тех жизненных проблем, ответами на которые становятся философские концепты.
Иллюминации предлагают свой experimentum crucis: поместить известных специалистов, развивающих различные проекты, в замкнутое пространство и подождать. Сибирский лес должен стать местом встречи идей, которые не смогли бы встретиться в другом месте. Ограниченность коммуникации с внешним миром (в Тюменском лесу нет интернета), создает ситуацию, когда каждый говорит сам за себя, а не как представитель своих академических сетей и иерархических групп. Мы работаем над тем, чтобы дихотомия периферии и центра ушла в прошлое. Мы хотим создать уникальную атмосферу, располагающую к диалогу и, в идеальном случае, коллективному письму. Мы верим, что гибридный теоретический проект жизнеспособнее все более анемичных и увядающих теорий с хорошей родословной.
Происходящее сегодня во внешней рамке безусловно является вызовом для морального самоопределения и социально-культурной идентификации каждого из нас, представителей академического сообщества. Но это не вопрос о том, кто на чьей стороне. Моральная идентичность, которую мы имеем сегодня, придана нам извне, мы ее не выбирали. Точнее ситуация выбора из двух предлагаемых вариантов оборачивается здесь не-выбором и, как минимум, не свободой. Между тем свобода, как бы она не понималась в данном контексте, – как политическая, свобода слова или свобода воли, – лежит в основании моральной ответственности, и как угодно понимаемая идентичность, – национальная, расовая или классовая этого факта не отменит.
Самое время определиться, вернее переопределить в виду очевидного «момента истины», ключевые концепты наших (пост)моральных суждений, которым мы продолжаем пользоваться в условиях, когда что-то существенное сказать почти невозможно, а те кто пытается, сразу попадает под санкции моральной и культурной отмены. Но именно это обстоятельство дает нам шанс нового начала, которым можно не воспользоваться, если некритически взять на себя чужую вину или навязанную ответственность, ждать, что тебя примут в новую эпоху или отменят со всем твоим культурно-нравственными бэкграундом.
Отсюда расшифровка названия нашей летней школы: Пост-моралия/Новая эстетика. – Как мы будем выглядеть в новом мире, когда пока длящееся событие, потребует осознания и самоопределения. Т.е. основной вопрос нашей встречи состоит в самоопределении по отношению к концептам общественной морали и канонам современного искусства, сопровождаемым критической ревизией самой этой морали и принципов эстетического восприятия, которые сегодня приобрели голос и образ постмедиа, т.е. не только транслируемой официальными дискурсами и СМИ, но в большей степени артикулируемой на цифровых платформах, видео, аудио и текстовых каналах и мессенджерах.
В отношении понятия моральной ответственности мы сразу можем обозначить основной водораздел предстоящих дискуссий – как зону бессознательного, вернее, взаимно непродуманного и нетранзитивного, между континентальной и аналитической традициями современной мысли. Она состоит в различном отношении к самому этому понятию. Старые гошисты-делезианцы относятся к идее ответственности с подозрением, считая ее обусловленной юридическим дискурсом, связанным с принуждением, насилием и пр. под. Однако противостоит ей не беззаконность и анархия, субъективный произвол или моральная безответственность, а, с одной стороны, представление о естественной свободе «аристократов духа», связанное с неизжитым ницшеанством, а с другой - становление новой «машинной» морали – нравственности искусственного интеллекта. Приверженцы аналитических штудий со своей стороны проявляют иное отношение к этому концепту – как мысленному эксперименту и материалу для аналитической рефлексии. Явно или неявно опираясь на идею Канта – свободы как условия ответственности в морали, любители французcкого мальбека привили себе ее терпкий вкус, пропущенный через виноградные склоны Нового света. Но сегодня он может вернуться в Европу через Западную Сибирь – на эффект подобного возврата, встречи лозы и земли, вина и невосприимчивых к алкоголю искусственных нейронных процессов мы хотели бы рассчитывать в итогах наших выступлений и дискуссий.
Трек посвящен проблемам современной моральной философии. Моральные практики вплетены в саму ткань человеческой жизни. Мы постоянно оцениваем действия других, даем обещания, возлагаем ответственность и ищем виновных. Формы нашего интереса к моральным практикам весьма разнообразны, и современная моральная философия предлагает обширный инструментарий для их изучения. Пользуясь метафорой Эндрю Фишера, моральные практики и формы интереса к ним можно уподобить игре в футбол. Специалисты, изучающие нормативные основания моральных практик и проявляющие интерес к базовым принципам морального поведения, похожи на футбольных судей, следящих за соблюдением правил игры. Специалисты по метаэтике, подобны футбольным комментаторам. Их интересует устройство самих моральных практик. Они занимаются вопросами семантики моральных высказываний, а также вопросами о том, как и для чего мы используем язык морали. Специалисты же по прикладной этике, подобны полевым игрокам. Применяя общие правила нормативной этики, они «играют», пытаясь понять, как именно должно действовать в тех или иных конкретных ситуациях. Например, они занимаются вопросами абортов, инфантицида, эвтаназии и убийства животных. Эти и другие важные вопросы моральной философии находятся в центре дискуссий на треке POST MORALIA.
Трек посвящен проблемам современной философии искусства. Мир искусства невероятно сложен. Он состоит из пестрой массы институций, агентов, актов и событий: музеев, галерей, мастерских, художников, критиков, знатоков, зрителей, произведений искусства, перформансов, интерпретаций и оценочных суждений. В нем постоянно бушуют споры об эстетической и художественной ценности создаваемых арт-объектов. Цель трека “НОВАЯ ЭСТЕТИКА” – критически взглянуть на различные аспекты мира искусства и исследовать некоторые наиболее важные принципы и нормы реальной практики создания произведений искусства, их интерпретации, оценки и превращения в товар. Философия искусства не может быть подменена художественной критикой. В отличие от критика, философ искусства заинтересован в том, чтобы составить детальную карту мира искусства, выявив циркулирующие в нем нормы, управляющие идентификацией, оценкой и интерпретацией арт-объектов.
Основные принципы школы: качество и открытость представленных теоретических проектов.
Организационный комитет в рамках закрытого конкурса приглашает кураторов, каждый из которых волен полностью определить один из треков: спикеров, темы, форматы работы. При выборе кураторов мы руководствуемся проработанностью, потенциалом, новаторством, масштабом его работы и того, что мы называем консистентностью. Подобная редакторская политика позволяет иметь связное повествование, оставаясь при этом актуальными и открытыми. Мы не ограничиваемся дисциплинарными, гендерными, статусными, возрастными или иными формальными рамками. Нам важны мотивация, навыки и готовность включиться в работу над проектом.
Мы полагаем, что философия не должна уходить от повседневных задач и становится манифестом. Это значит, что стройное, убедительное повествование, готовность слушать и обсуждать, важнее разных видов перформативности, бессвязной речи или бездоказательных заявлений. Нас волнуют актуальные темы, но мы не приветствуем образ мысли, связанный с различными формами мистификации и высокомерного разделения мира на философов и обычных людей. Если теория не понятна каждому желающему, при определенных усилиях с его стороны, а для её восприятия требуется “особая чувственность” или “измененное состояние сознания” - мы не будем работать с подобными авторами.
Позицией школы является сохранение атмосферы безопасности и спокойствия участников. Критика может быть в любой степени жесткой, когда она направлена на мысли, а не на человека. Для нас важно право каждого на собственные решения и их последствия, но мы не потерпим принуждения и иных способов установления властной иерархии внутри пространства школы. Мы против академического высокомерия; публичных проявлений расовой, этнической, конфессиональной, гендерной и иных форм неприязни; секусальных домогательств, сталкинга, буллинга, так и радикальной критики со стороны “угнетенных”, использующих принадлежность к меньшинству как способ доминации.
Мы уважаем право каждого на частную жизнь и приложим максимальные усилия для его реализации. Организационный комитет надеется, что участники не будут нарушать данные нормы, но в случае необходимости будут приняты меры, включающие в себя: исключение из проекта, невозможность дальнейшего сотрудничества и придание инцидента гласности, а также иные санкции.
Нам нравится домашняя, свободная атмосфера школы, которую мы обязательно сохраним.
Участие в школе бесплатное.
Организаторы обеспечивают проживание в коттеджах на базе “Лукашино”, питание и трансфер к месту проведения и обратно.
Информационный партнер проекта - Telegram-канал "PhilosophyToday"