Школа проводилась в рамках мегагранта «Человек в меняющемся пространстве Урала и Сибири». Ее цель – осмыслить пространство с точки зрения взаимодействия между обществом и окружающей средой. Как гуманитарные науки осмысляют понятия фронтира, центра, периферии, дикой природы и освоенного пространства? Способны ли они создавать новые точки на карте – заповедники, памятники природы, и деконструировать старые – загрязненные ландшафты, зоны экологических бедствий?
Берега озера Тургояк стали наиболее подходящим местом для обсуждения поставленных вопросов. Южный Урал – это регион, богатый как антропогенными ландшафтами, так и заповедниками. В дни летней школы они стали не просто географическим окружением, а предметом обучения: организаторы пригласили участников и лекторов школы на полевые выезды в Национальный парк «Таганай» и город Карабаш. Поездки позволили увидеть уникальные природные ландшафты и загрязненные человеком территории, напоминающие марсианские пейзажи, которые находятся в непосредственной близости друг от друга. Полученные во время выездов наблюдения и впечатления стали важным дополнением к аудиторным дискуссиям, и, главное, основой для фотоэссе – задания, которое участники выполнили по результатам летней школы.
Помимо полевых выездов и работы над фотоэссе, участники школы прослушали лекции от приглашенных преподавателей. В их числе были представители первого в России научного подразделения в области экологических гуманитарных наук – сотрудники Лаборатории экологической и технологической истории петербургского кампуса НИУ ВШЭ Александра Бекасова и Маргарита Дадыкина. Они рассказали о развитии экологической истории в России, пространственном повороте и практиках мобильности, в том числе на материалах из истории освоения Русского севера.
Исторические темы обнаружили много общего с исследованиями коллег из других областей. В частности, к вопросам мобильности и освоения пространства обратилась Светлана Кравчук, директор Школы арктического дизайна (Екатеринбург). К работе в Карабаше и Таганае участников школы подготовили лекции старшего научного сотрудника Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Наталии Юркевич и старшего научного сотрудника Антропошколы ТюмГУ Рамины Абиловой. Ученые ИГИТИ НИУ ВШЭ и соорганизаторы летней школы Борис Степанов и Роман Абрамов в своей лекции сосредоточились на знании о периферии и периферийном знании в рамках краеведческих исследований.
Ученые обсудили с коллегами свои исследовательские проекты. При этом дисциплинарное разнообразие коллектива школы только способствовало продуктивным дискуссиям.
Дарья Хохлова (НИУ ВШЭ): «Меня очень вдохновило, то, что мы обсуждали, как один и тот же предмет исследования можно сделать "объектом" для разных дисциплин и исследовательских оптик. Такое обсуждение было очень полезно для того, чтобы лучше понять, как можно строить дизайн исследований».
«Летняя школа тала важным мероприятием, которое по-своему реструктурирует исследовательское пространство, создавая новые сетевые структуры и “сети доверия”», – отметила Александра Бекасова.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Фото: Александры Раевой и Романа Гильминтинова