Экономист ТюмГУ предложил схему для улучшения взаимодействия дающих и получающих образование
11.12.2024

Функционирование бизнес-процессов образовательной организации трудно представить без использования цифровых инструментов. Сегодня они должны соответствовать запросам национальной образовательной системы с учетом внешних санкций.

Статья «Моделирование комплексного сервиса для обеспечения работы образовательной организации: взгляд экспертов» экономиста Валерия Гамукина вышла в журнале «Информатика и образование».

По результатам экспертной оценки (для анализа были привлечены 194 эксперта) автором была проведена кластеризация результатов оценивания, а затем выявлены и сгруппированы пожелания администраторов и преподавателей для создания названного комплексного сервиса.

Одна из значимых специфических черт сферы образования – высокая степень интегрированности заказчика во все содержательные процессы оказания образовательной услуги.

Трудно представить себе процесс обучения без проактивного участия самого обучающегося. Это делает систему обучения исключительной, так как в ее функционировании затруднительно использовать традиционные способы взаимодействия с заказчиком.

С обычной услугой ее роднит только отсутствие полноценного представления заказчика об итоговом результате. Что в салоне красоты, что в обучающем центре заказчик не может до конца оказания услуги быть уверенным, что получит то, на что рассчитывал.

В сфере традиционных услуг роль клиента заключается в высказывании своих пожеланий, а роль исполнителя — в способности верно их распознать и сопоставить со своими возможностями.

Важно понимать, что эти роли могут исполняться на качественно разных уровнях. Уже в процессе оказания услуги возникает явление, которое можно назвать «пересмотром позиций игроков». Это происходит по мере формирования общих контуров результата: наблюдая эти контуры, обе стороны пытаются внести коррективы, поскольку считают, что результат по разным причинам отклоняется от их первоначальных представлений.

В случае с обучением процесс оказания услуги имеет дополнительные особенности. Так в сфере образования, в отличие от сферы обычных услуг, формы и способы оказания услуги, т. е. организации учебного процесса, многообразны.

Это не только традиционное очное и заочное обучение, но и множество их разновидностей, получивших дополнительное развитие в эпоху массового использования цифровых инструментов коммуникации.

В ряде случаев обучение может проходить вообще без физического участия преподавателя (в сфере образования это возможно, в отличие от салона красоты, где без личного контакта услугу получить не удастся).

Так, сегодня взрослым слушателям гораздо комфортнее повысить квалификацию в учреждении дополнительного образования в дистанционном формате: так проще, чем при непосредственном общении, проработать предоставленный материал и успешно выполнить соответствующие тестовые или иные формализованные задания, проверка которых доверена программным алгоритмам.

Однако сегодня требуется создание комплексного сервиса, который не только устранил бы проблему «лоскутной» автоматизации, но и обеспечил максимально дружественный формат взаимодействия персонала образовательной организации, обучающихся и заказчиков образовательной услуги на всех этапах — от момента формирования интереса к обучению до поддержания связи с выпускником.

Помимо этого, перспективы развития диктуют необходимость интеграции такого комплексного сервиса с CRM (система управления продажами) и ERP (набор систем для управления ресурсами предприятия) компаний-аутсорсеров, активно проникающих в сектор образования.

В качестве дополнительного направления исследований в области цифровизации бизнес-процессов в образовании автор предлагает использование предложенной в работе оптимизационной интервальной стохастической математической модели,
которая позволяет моделировать оптимальные бизнес-процессы в условиях неопределенности будущих состояний экономики, финансов, конъюнктуры рынка, спроса на новый продукт и т.д.

Наиболее значимым итогом работы, по мнению автора, следует считать выявленную противоречивость интересов основных акторов бизнес-процессов образовательной организации, так как 80 процентов оценок экспертов попали в кластеры с противоположными пожеланиями. Это необходимо учитывать в проектах автоматизации работы образовательных организаций.

В ходе исследования было отмечено, что в образовательной сфере важны не только эффективные бизнес-процессы, но и вовлеченность всех работников в достижение положительных для обучающихся образовательных результатов.

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ




Возврат к списку

Выбрать школу:
Explore Your Own Siberia
Way to the North
Business Russian
Sustainable landscape and regional development
STEP in Russian Energy
Soil Acarology
Siberian Western
Energy Policy in Eurasia
Archeology
Public Diplomacy
Illuminations