Ученые рассказывают, как заинтересовать школьников в изучении поэзии
10.01.2025

В процессе анализа школьной методики и практики работы с теоретико-литературными понятиями было установлено, что традиционно непростые отношения школьников с лирикой во многом обусловлены подходами к ее изучению.

Несмотря на убедительное обоснование в отечественной методике преподавания литературы ведущей роли теоретических знаний для усвоения учебного материала, Федеральная рабочая программа по литературе (2022) и учебно-методические материалы предлагают литературоведческие сведения во многом фрагментарно и бессистемно.

Статья «Изучение лирики в современной школе: теоретико-литературный аспект» ученых Татьяны Обласовой и Ольги Марчуковой вышла в журнале «Филологический класс».

В качестве опорного авторы предложили понятие «индивидуально-авторской художественной картины мира», транслируемой через образы, пафос произведения и лирического субъекта.

С учетом «общеродового» смысла лирики – передачи настроения, переживания изображенного как личностно, эмоционально значимого в работе обосновано значение восприятия как формы чувственного познания через воссоздание, воображение запечатленного в слове образа.

В статье доказывается необходимость изменения подхода к освоению ключевого при создании образа художественного средства – метафоры: осмыслению ее как способа воплощения индивидуально-авторского взгляда на мир.

В том числе, с точки зрения воспитательной и эстетической значимости обучение пониманию лирики, где человек на первом плане со всей остротой своего переживания – обучение пониманию и себя, и Другого, мира много-образных чувств и состояний. Так, Фет, Тютчев, Есенин и еще целый ряд поэтов, говоря «про природу» и «любовь к ней» окажутся очень разными: Фет – про состояния человека, вызываемые природными явлениями, Тютчев – про острое переживание связи-разлада человека с миром, Есенин – про почти древнее ощущение человека в природном мире как мире домашнем, обытовленном и т. д.

Обнаружение разных миров в одной общей для всех реальности и составляет один из смыслов общения с лирическими произведениями – «так можно видеть» (осень, весну, березу, зарю и т. д.) и то, как я это все вижу, определяет меня как личность.

Учитель должен задать вопрос: а как ты, ребенок, видишь то же самое? НЕ «нравится ли тебе изображение березы / зимы /весны», а «что чувствуешь ты, на что похожи они в твоем восприятии»? И в этом случае поэзия предоставит ребенку доступ к разнообразию человеческих чувств и переживаний, состояний человека в мире, даст возможность рефлексии своих переживаний в соотнесении с Другими и разными.

Исходя из корпуса изучаемых в основной школе лирических произведений, в работе доказана целесообразность расширения подлежащих освоению видов пафоса: включения представления о художественных способах жизнеутверждения (романтике, идиллическом пафосе) в дополнение к традиционно выделяемым гражданскому, патриотическому и героическому.

Особое внимание уделено введению понятия лирического субъекта и отделению его от понятий лирического героя и героя ролевой лирики.

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Возврат к списку

Выбрать школу:
Explore Your Own Siberia
Way to the North
Business Russian
Sustainable landscape and regional development
STEP in Russian Energy
Soil Acarology
Siberian Western
Energy Policy in Eurasia
Archeology
Public Diplomacy
Illuminations