В процессе анализа школьной методики и практики работы с теоретико-литературными понятиями было установлено, что традиционно непростые отношения школьников с лирикой во многом обусловлены подходами к ее изучению.
Несмотря на убедительное обоснование в отечественной методике преподавания литературы ведущей роли теоретических знаний для усвоения учебного материала, Федеральная рабочая программа по литературе (2022) и учебно-методические материалы предлагают литературоведческие сведения во многом фрагментарно и бессистемно.
Статья «Изучение лирики в современной школе: теоретико-литературный аспект» ученых Татьяны Обласовой и Ольги Марчуковой вышла в журнале «Филологический класс».
В качестве опорного авторы предложили понятие «индивидуально-авторской художественной картины мира», транслируемой через образы, пафос произведения и лирического субъекта.
С учетом «общеродового» смысла лирики – передачи настроения, переживания изображенного как личностно, эмоционально значимого в работе обосновано значение восприятия как формы чувственного познания через воссоздание, воображение запечатленного в слове образа.
В статье доказывается необходимость изменения подхода к освоению ключевого при создании образа художественного средства – метафоры: осмыслению ее как способа воплощения индивидуально-авторского взгляда на мир.
В том числе, с точки зрения воспитательной и эстетической значимости обучение пониманию лирики, где человек на первом плане со всей остротой своего переживания – обучение пониманию и себя, и Другого, мира много-образных чувств и состояний. Так, Фет, Тютчев, Есенин и еще целый ряд поэтов, говоря «про природу» и «любовь к ней» окажутся очень разными: Фет – про состояния человека, вызываемые природными явлениями, Тютчев – про острое переживание связи-разлада человека с миром, Есенин – про почти древнее ощущение человека в природном мире как мире домашнем, обытовленном и т. д.
Обнаружение разных миров в одной общей для всех реальности и составляет один из смыслов общения с лирическими произведениями – «так можно видеть» (осень, весну, березу, зарю и т. д.) и то, как я это все вижу, определяет меня как личность.
Учитель должен задать вопрос: а как ты, ребенок, видишь то же самое? НЕ «нравится ли тебе изображение березы / зимы /весны», а «что чувствуешь ты, на что похожи они в твоем восприятии»? И в этом случае поэзия предоставит ребенку доступ к разнообразию человеческих чувств и переживаний, состояний человека в мире, даст возможность рефлексии своих переживаний в соотнесении с Другими и разными.
Исходя из корпуса изучаемых в основной школе лирических произведений, в работе доказана целесообразность расширения подлежащих освоению видов пафоса: включения представления о художественных способах жизнеутверждения (романтике, идиллическом пафосе) в дополнение к традиционно выделяемым гражданскому, патриотическому и героическому.
Особое внимание уделено введению понятия лирического субъекта и отделению его от понятий лирического героя и героя ролевой лирики.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ