Психолог ТюмГУ выяснила, что современные студенты предпочитают собственный бизнес
13.01.2025

В условиях конкурентной борьбы и ограничений, накладываемых на крупные национальные предприятия, диверсификация экономики возможна за счет развития малого и среднего бизнеса, обладающего гибкостью, способностью к инновациям, высокой скоростью реагирования и адаптации к изменяющимся условиям рынка.

На основе десятилетнего исследования в 43 странах выяснено, что семейное предпринимательство (семейные фирмы, компании) в среднем имеют более высокие темы роста по сравнению с несемейными компаниями, а наличие формальных и неформальных механизмов управления в семейном бизнесе содействует его устойчивости во времена кризисов.

По оценкам экспертов «СберБизнес», 74 процента малых и средних предприятий в РФ – это семейные компании. В связи с этим появляется вопрос: насколько семейный бизнес – привлекательная и перспективная модель будущей занятости среди молодежи? Как происходит его поддержка и популяризация?

Статья «Привлекательность семейного бизнеса как модели будущей занятости для молодежи: проблемы и возможные решения» психолога Юлии Мурзиной вышла в журнале «Личность: ресурсы и потенциал».

Эмпирическая база – 488 студентов. Для оценки были предложены три карьерные стратегии: построение собственного бизнеса, работа в крупной компании, построение семейного бизнеса.

В конце 2018 г. начал работу Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который направлен на развитие всех форм предпринимательства в РФ.

Но ученые отмечают, что работа по развитию молодежного и семейного предпринимательства ведется с разной интенсивностью.

Развитие молодежного предпринимательства осуществляется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Так, помимо прочего, в Российской Федерации с 2022 г. реализуется Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленный на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства.

В рамках проекта на базе Тюменского государственного университета с 2022 г. реализуются тренинги предпринимательских компетенций, акселерационные программы и дополненные предпринимательско-технологические стажировки для обучающихся. Стажировки представляют собой внеучебную активность обучающихся, обладающих потенциалом к предпринимательству, и направлены на погружение обучающихся в позицию продуктовых менеджеров при разработке университетом технологических продуктов.

В целом, эксперты РФ отмечают высокую эффективность мероприятий развития молодежного предпринимательства.

Подтверждают эффективность методов популяризации молодежного предпринимательства в РФ и результаты социологического исследования жизненных целей молодёжи в возрасте от 18 до 24 лет. Абсолютное большинство молодых людей считают важными семейные ценности (здоровье членов семьи и безопасность – 97 процентов); а затем – ценности личностного развития (перспективы продвижения по карьерной лестнице – 81 процент, социальный статус – 72 процента).

Таким образом, карьера – одна из ключевых ценностей для современной молодежи, а предпринимательская деятельность – один из возможных видов карьерной самореализации.

Однако, как показывает анализ новостного контента на платформе «Смотрим», новостные блоки практически не освещают мероприятия по семейному бизнесу.

Вместе с тем можно констатировать, что за последние три года появилось большое количество художественных фильмов, в которых сюжет полностью или частично строится на основе негативных особенностей семейного бизнеса. Примерами могут быть фильмы «Золотое дно» (2024), «Сестры» (2021-2023), «Чебурашка» (2023), «Рваный ветер» (2019-2023) и др.

Во всех этих кинолентах очень красочно представлены сложности взаимоотношений в семейном бизнесе – предательство, ссоры, убийства из-за денег или наследования бизнеса. В силу этого, в массовом сознании, в том числе в сознании молодежи формируется представление о том, что семейный бизнес – это конфликтная система взаимоотношений, и заниматься предпринимательством лучше независимо от родственников.

Исходя из проведенного анализа, тюменские ученые сформулировали гипотезу: самая привлекательная стратегия для российских студентов – это построение собственного бизнеса.

Вторая по популярности стратегия – работа в крупной компании. Наименее привлекательной является перспектива создания или продолжения семейного бизнеса.

Сравнение по годам показало, что у студентов Тюменского госуниверситета желание открыть собственный бизнес не снижается с годами – такая форма занятости остается самой популярной. В то же время карьерная ориентация «открытие семейного бизнеса» показывает существенное снижение. Этот эмпирический результат может свидетельствовать о неэффективности государственных программ по популяризации семейного бизнеса.

Ученые считают, что для повышения степени вовлеченности молодежи в семейный бизнес необходимо разработать целенаправленную политику по популяризации данного вида экономической деятельности.

Анализ зарубежных исследований популяризации предпринимательства позволяет сформулировать следующие рекомендации по преодолению негативных тенденций и повышению популярности семейного бизнеса среди молодежи: продвижение семейного бизнеса через СМИ; организация семинаров или серии лекций по семейному предпринимательству на общественных открытых площадках города; взаимные посещения предпринимательских сообществ из разных регионов (деловые клубы, общественные организации развития бизнеса, Центры семейного бизнеса ТПП и др.); проведение научных исследований по семейному бизнесу и тд.

Таким образом, развитие и популяризация семейного бизнеса позволит создать новые рабочие места для молодежи, повысит семейные доходы и будет способствовать укреплению национальной экономики.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 24-28-01571 «Социально-психологические характеристики преемников семейного бизнеса» 

Возврат к списку

Выбрать школу:
Explore Your Own Siberia
Way to the North
Business Russian
Sustainable landscape and regional development
STEP in Russian Energy
Soil Acarology
Siberian Western
Energy Policy in Eurasia
Archeology
Public Diplomacy
Illuminations