Ученые ТюмГУ рассказали о роли директора в инклюзивном образовании
22.01.2025

Цель инклюзии состоит в том, чтобы найти способы расширения участия и обучения учеников, которые относятся к социально уязвимым группам и подвержены рискам эксклюзии в школе и за ее пределами.

Действия директоров школ обеспечивают легитимацию, необходимую для перемен, в том числе инклюзивных, а также поддержку учителей в процессе перемен.

Статья «Позиции лидеров – директоров инклюзивных школ: зарубежный дискурс» ученых Людмилы Волосниковой, Людмилы Фединой и Жанны Брук вышла в журнале «Социальная психология и общество».

Научная актуальность проблемы заключается в том, что при всей значимости лидерства в инклюзивном образовании работ, посвященных этой тематике, критично мало, особенно в России.

Ученые Школы образования сделали обзор и теоретический анализ научных публикаций, посвященных теме лидерства в инклюзивном образовании. Образовательное лидерство рассматривается как дискурс и практики.

Проведя исследование, ученые сделали вывод, что директора школ – ключевые агенты инклюзивных изменений наряду с учителями. Их нельзя разделить на офицеров и солдат инклюзии: они – ее рыцари. В инклюзивной школе управление выступает как рефлексивное взаимодействие, обмен опытом и смыслами.

Отношение директора школы к инклюзивному образованию – гуманистическое или эссенциалистское (учение о том, что нечто «данное» всегда существовавшее и не могущее быть изменённым в будущем), стиль лидерства, убеждения существенно влияют на взгляды, поведение, коммуникацию учителей, их самоэффективность, обучающие стратегии, а также на способы проектирования инклюзивной среды школы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Тюменской области в рамках научного проекта № 20-413-720012 «Человеческое измерение инклюзивной трансформации школы: субъективное благополучие в условиях гетерогенности».

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Возврат к списку

Выбрать школу:
Explore Your Own Siberia
Way to the North
Business Russian
Sustainable landscape and regional development
STEP in Russian Energy
Soil Acarology
Siberian Western
Energy Policy in Eurasia
Archeology
Public Diplomacy
Illuminations