Цель инклюзии состоит в том, чтобы найти способы расширения участия и обучения учеников, которые относятся к социально уязвимым группам и подвержены рискам эксклюзии в школе и за ее пределами.
Действия директоров школ обеспечивают легитимацию, необходимую для перемен, в том числе инклюзивных, а также поддержку учителей в процессе перемен.
Статья «Позиции лидеров – директоров инклюзивных школ: зарубежный дискурс» ученых Людмилы Волосниковой, Людмилы Фединой и Жанны Брук вышла в журнале «Социальная психология и общество».
Научная актуальность проблемы заключается в том, что при всей значимости лидерства в инклюзивном образовании работ, посвященных этой тематике, критично мало, особенно в России.
Ученые Школы образования сделали обзор и теоретический анализ научных публикаций, посвященных теме лидерства в инклюзивном образовании. Образовательное лидерство рассматривается как дискурс и практики.
Проведя исследование, ученые сделали вывод, что директора школ – ключевые агенты инклюзивных изменений наряду с учителями. Их нельзя разделить на офицеров и солдат инклюзии: они – ее рыцари. В инклюзивной школе управление выступает как рефлексивное взаимодействие, обмен опытом и смыслами.
Отношение директора школы к инклюзивному образованию – гуманистическое или эссенциалистское (учение о том, что нечто «данное» всегда существовавшее и не могущее быть изменённым в будущем), стиль лидерства, убеждения существенно влияют на взгляды, поведение, коммуникацию учителей, их самоэффективность, обучающие стратегии, а также на способы проектирования инклюзивной среды школы.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Тюменской области в рамках научного проекта № 20-413-720012 «Человеческое измерение инклюзивной трансформации школы: субъективное благополучие в условиях гетерогенности».
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ