Ученые ТюмГУ исследовали инклюзивную трансформацию университета
20.02.2025

Дискуссия о подходах к формулированию образовательного результата программ высшей школы в современном университете приобретает новый ракурс в связи с нарастающим разнообразием студенческих групп, запросом на справедливое и доступное образование.

Статья «Личностный потенциал как образовательный результат в условиях инклюзивной трансформации университета» ученых Людмилы Фединой, Жанны Брук, Людмилы Волосниковой вышла в журнале «Образование и наука».

В работе структура образовательного результата в условиях высшего инклюзивного образования разработана на основе сравнительно-сопоставительного анализа модели личностного потенциала и универсального конструктора компетенций, составленного в рамках методологии оценки надпрофессиональных компетенций.

Эмпирическое исследование было проведено с использованием методик оценки надпрофессиональных компетенций в адаптации.

Выборку составили 505 студентов Тюменского госуниверситета.

Описание и интерпретация полученных психологических профилей студентов позволили исследователям выделить личностный потенциал как ядерный образовательный результат в условиях инклюзивной трансформации университета. Инструментом, позволяющим регулировать характеристики личностного потенциала студентов выступает универсальный дизайн для обучения.

В работе представлена структура образовательного результата в условиях инклюзивной трансформации университета, где ядерную функцию выполняют личностные компетенции (self skills), а фактором, связывающим уровни компетенций (hard, soft и self skills), является личностный потенциал.

Полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы. Во-первых, интернационализация и массовизация высшего образования привела к беспрецедентному нарастанию человеческого разнообразия в университетах – гетерогенность общества и инклюзия в образовании в широком социальном смысле. Структура образовательного результата в условиях инклюзивной трансформации университета учитывает запросы университета, работодателя и студента и выстраивается от личностного потенциала.

Во-вторых, исследование выявило разнообразие психологических профилей студентов, обучающихся в университете по ИОТ, реализующем принципы инклюзивной трансформации: гетерогенность, разнообразие, доступность, открытость. Стрессоустойчивость является основным индикатором разделения студентов на группы, имеющие разные характеристики личностного потенциала.

В-третьих, наиболее перспективным в отношении образовательного результата может считаться группа студентов, имеющих ярко выраженный потенциал реализации. За счет достаточной устойчивости к внешнему давлению, высокой способности к действию они способны делать более результативные шаги в своем развитии.

Четвертый вывод – потенциал самоопределения выполняет функции ресурса для развития общего личностного потенциала, поскольку в динамике он демонстрирует высокую устойчивость.

Также в процессе обучения способность к сохранению (потенциал сохранения) у студентов в условиях ИОТ снижается. Для студентов с особыми образовательными потребностями этот фактор имеет решающее значение. Это может выражаться в том, что студенты с трудом принимают критику, не всегда умеют отстоять, объяснить и аргументировать свою позицию.

Ученые считают, что инструментом, позволяющим корректировать различные сложности в развитии личностного потенциала, может выступать универсальный дизайн для обучения, когда образовательный процесс выстраивается гибко и вариативно, создавая условия для экологичной индивидуализации, расширяя рамки запросов студентов, мягко поддерживая их в обучении.

Практическая значимость работы состоит в том, что администрация вуза и преподаватели, ориентируясь на профили студентов с различным уровнем личностного потенциала, могут проектировать максимально благоприятную и эффективную образовательную среду на основе принципов универсального дизайна.

Исследование выполнено при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках государственного задания FEWZ-2023-0007 (No 075-03-2025-157).

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Возврат к списку

Выбрать школу:
Explore Your Own Siberia
Way to the North
Business Russian
Sustainable landscape and regional development
STEP in Russian Energy
Soil Acarology
Siberian Western
Energy Policy in Eurasia
Archeology
Public Diplomacy
Illuminations