Профессионально-пропедевтические консилиумы предлагают создать в вузах
11.06.2019

Эксперты из ТюмГУ предлагают организовать профессионально-пропедевтические консилиумы в вузах. Они необходимы, так как учебные заведения широко приступают к инклюзивному обучению, но при этом не обладают внутренними ресурсами для такой деятельности. Планируется, что в состав структур войдут специалисты, которые будут осуществлять медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и комплексную помощь педагогам при решении вопросов инклюзивного образования.

«Сегодня на разных уровнях власти декларируется необходимость обеспечения профессиональной трудоспособности лиц с ОВЗ. В вузах происходит изменение вектора социальной политики – от оказания им образовательных услуг к переориентации на их социализацию, – говорит заведующая кафедрой возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования ТюмГУ Наталья Малярчук. – В некоторых крупных университетах уже функционируют ресурсные центры, способствующие удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью. Вместе с тем исследования показывают, что не все сотрудники вузов готовы к работе со студентами, имеющими нарушения в сенсорной и опорно-двигательной сферах. Потому профессионально-пропедевтические консилиумы необходимы».

Преподавателям при обучении студентов с ОВЗ предстоит учитывать их особые образовательные потребности, связанные с морфофункциональными,  интеллектуальными и эмоционально-поведенческими особенностями, которые затрудняют процесс овладения профессиональными компетенциями. Вместе с тем, как пояснила Н. Малярчук, не обладая специальной подготовкой, проблематично, а во многих случаях просто нереально диагностировать факторы-барьеры в обучении лиц с нарушениями слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата, разрабатывать адаптированные образовательные программы по профессиональным курсам и выбирать оптимальные методы обучения. Представители профессорско-преподавательского сообщества нуждаются в комплексной помощи со стороны специалистов в области медицины, дефектологии, педагогической и коррекционной психологии. 

«Инклюзивная трехлетняя практика наиболее "продвинутых" вузов, решающих задачу тьюторского сопровождения процесса подготовки студентов с ОВЗ, свидетельствует об эффективности деятельности специально созданных для этого подразделений – ресурсных центров, – заключает Н. Малярчук. – Однако университетов, которые обладают такими внутренними ресурсами, в России пока мало, а структура и функции действующих подразделений только отрабатываются».

В структуре консилиумов дефектологи ТюмГУ рекомендуют выделить организационно-сетевой, медико-социальный и учебно-методический блоки. Кроме того, при создании  потребуется разработка нормативных правовых актов, регламентирующих его деятельность, организация не только довузовской подготовки абитуриентов, но и послевузовского сопровождения выпускников с ОВЗ.

Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Возврат к списку

Выбрать школу:
Explore Your Own Siberia
Way to the North
Business Russian
Sustainable landscape and regional development
STEP in Russian Energy
Soil Acarology
Siberian Western
Energy Policy in Eurasia
Archeology
Public Diplomacy
Illuminations