Эксперты из ТюмГУ предлагают организовать профессионально-пропедевтические консилиумы в вузах. Они необходимы, так как учебные заведения широко приступают к инклюзивному обучению, но при этом не обладают внутренними ресурсами для такой деятельности. Планируется, что в состав структур войдут специалисты, которые будут осуществлять медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и комплексную помощь педагогам при решении вопросов инклюзивного образования.
«Сегодня на разных уровнях власти декларируется необходимость обеспечения профессиональной трудоспособности лиц с ОВЗ. В вузах происходит изменение вектора социальной политики – от оказания им образовательных услуг к переориентации на их социализацию, – говорит заведующая кафедрой возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования ТюмГУ Наталья Малярчук. – В некоторых крупных университетах уже функционируют ресурсные центры, способствующие удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью. Вместе с тем исследования показывают, что не все сотрудники вузов готовы к работе со студентами, имеющими нарушения в сенсорной и опорно-двигательной сферах. Потому профессионально-пропедевтические консилиумы необходимы».
Преподавателям при обучении студентов с ОВЗ предстоит учитывать их особые образовательные потребности, связанные с морфофункциональными, интеллектуальными и эмоционально-поведенческими особенностями, которые затрудняют процесс овладения профессиональными компетенциями. Вместе с тем, как пояснила Н. Малярчук, не обладая специальной подготовкой, проблематично, а во многих случаях просто нереально диагностировать факторы-барьеры в обучении лиц с нарушениями слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата, разрабатывать адаптированные образовательные программы по профессиональным курсам и выбирать оптимальные методы обучения. Представители профессорско-преподавательского сообщества нуждаются в комплексной помощи со стороны специалистов в области медицины, дефектологии, педагогической и коррекционной психологии.
«Инклюзивная трехлетняя практика наиболее "продвинутых" вузов, решающих задачу тьюторского сопровождения процесса подготовки студентов с ОВЗ, свидетельствует об эффективности деятельности специально созданных для этого подразделений – ресурсных центров, – заключает Н. Малярчук. – Однако университетов, которые обладают такими внутренними ресурсами, в России пока мало, а структура и функции действующих подразделений только отрабатываются».
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ