Педагогика патриотизма имеет глубокое научное обоснование в ТюмГУ
31.10.2024

- Тема курса не всеми легко воспринимается. И ведь в самом деле, процесс укрепления духовно-нравственных ценностей сложно оформить в виде методики, а затем предложить, чтобы эту методику освоили, как осваивают любую другую технологию, процедуру или алгоритм!

Мы получили очень хорошую систематизацию тех документов, которые отражают социальный заказ системе образования и конкретные указания Президента, Правительства РФ, касающиеся этого вопроса. Проректор ТюмГУ по воспитательной работе, член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки Ольга Загвязинская и кандидат педагогических наук, доцент Института социально-гуманитарных наук Светлана Рачёва подробно проанализировали документы, очень полезные для организаторов воспитательной работы и всех преподавателей.

Предложенные для изучения документы служат ориентиром в воспитательной работе, в обучающей деятельности. В целом они коллегам известны, но здесь эти документы были рассмотрены с позиции прикладного их использования. В частности, Светлана Сергеевна обратила внимание на такой пункт, как научно-аналитический инструментарий, который важно освоить, чтобы активно проводить воспитательную работу. Так вот, мы рассмотрели, что есть «нравственность», что есть «ценность» и т.д., а после этого коллеги из разных подразделений университета поделились своим опытом воспитательной работы, которую они проводят в рамках учебного процесса и внеучебной деятельности с широким выходом в социум в форме волонтёрства, шефства, деятельности клубов общения, связанных с овладением нравственными ценностями в процессе коммуникации по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений и т.д.

Я с огромным интересом это выслушала, но в голове все время билась мысль, что всё, чем делятся коллеги, это, по сути, передовой педагогический опыт или опыт с элементами новаторства. И ещё думала о том, что любой педагогический опыт должен иметь глубокое научное обоснование. Так у нас в университете много лет работает известная и широко признанная в России научно-образовательная школа академика Владимира Ильича Загвязинского, который ушёл от нас 3,5 года назад, но его ученики (а это 22 доктора и более 100 кандидатов наук) продолжают и развивают его идеи. И, более того, в диссертационном совете по педагогическим специальностям ТюмГУ защищены и продолжают защищаться великолепные, блестящие, ставшие известными на всю Россию по своему научному качеству, по глубине проникновения в образовательную практику работы.

То есть многие вещи, которые кому-то кажутся новой социальной установкой, заданным сверху императивом, на уровне социально-педагогического прогнозирования, предвидения уже присутствовали в педагогических исследованиях. Многие идеи, рождающиеся сегодня в массовом опыте воспитательной работы, академик Загвязинский В.И. и его последователи глубоко изучили, а научные наработки тюменской научной школы уже внедрены в практику воспитательной работы России. И я привела в пример только несколько работ.

Так, в 2005 году защищена диссертация Василием Руденко (научный руководитель – проф. Ирина Видт). Исследование касалось вопроса формирования патриотизма как ценности у студенческой молодёжи.

Есть великолепная работа 2016 года Ларисы Семеновой «Формирование российской национальной идентичности у студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза»! (научный руководитель – проф. А. Закирова). Утверждена моментально Высшей аттестационной комиссией, потому что попала в самый нерв воспитательных проблем. Автор провела исследование на материале тогда существовавшего Ноябрьского филиала ТюмГУ, в котором обучалась молодёжь северного города, студенты, приехавшиеё из южных регионов России, а кроме того – представители зарубежья.

Лариса Александровна вела в таких полинациональных группах иностранный язык и одновременно серьёзную воспитательную работу. Она пыталась идентифицировать воспитанников с позиции нравственной зрелости и того, в какой мере они ощущают себя гражданами России, иных государств. Опытная работа педагога проводилась на базе филиалов ТюмГУ и ТИУ, Центра гражданского и патриотического воспитания «Кадет» и т.д.

Закирова А.Ф. 1.jpgПедагог изучала механизмы зеркального отражения в сознании воспитанников представлений о ценностях и отождествления себя с какой-то социальной группой. Это было очень серьёзное, глубокое исследование с использованием герменевтического подхода, который в 2001 году в рамках концепции педагогической герменевтики я защитила как докторскую. Аспирант реализовала идею осмысления и истолкования представлений о своей национальной идентичности через вынесение во внешний план, через вербализацию – текстовую, устную. Семенова разработала программу «Роль знаков и символов в истории нашего Отечества», организовала социологический опрос «Выдающиеся имена России», работу дискуссионного клуба «Диалог культур», в котором студенты осваивали формы аргументированного выражения гражданской позиции, волонтерское движение «Палитра», направленное на формирование деятельностной стороны патриотизма.

На всероссийском студфоруме «О будущем – без должностей и галстуков» проект «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи Ноябрьска», подготовленный под руководством Семёновой Л., вошел в топ «100 лучших проектов студенчества России на патриотическую тематику».

В 2019 году защищена работа Любови Гладковой, зав. кафедрой психологии и педагогики детства Школы образования ТюмГУ. (научный руководитель – проф. Ольга Селиванова). Она занималась проблемой формирования опыта социально безопасного поведения несовершеннолетних в процессе онлайн-социализации. Исследованием охвачены 12 учреждений образования города. По кандидатской диссертации издана монография.

В 2022 году успешно защитилась Наталья Семенова (научный руководитель – проф. Наталья Малярчук). Масштабное исследование на тему «Развитие социальной зрелости обучающихся в общественно-полезной деятельности» проведено на базе лицея при ТИУ.

Надежда Напольских (работала под моим научным руководством) защитила в феврале 2024 года диссертацию «Реализация воспитательного потенциала учебно-исследовательской деятельности школьников в условиях кадетского училища». Опытной базой явилось Тюменское Президентское кадетское училище. В педагогике на протяжении нескольких столетий известен принцип воспитывающего обучения. Напольских же совершенно по-новому показала, как можно воспитывать будущих офицеров в процессе учебной деятельности.

Проектируя уроки, Надежда Борисовна одновременно с выдвижением учебно-исследовательских задач предлагала кадетам для сравнения анализировать задачи на принятие нравственных решений. В качестве примеров воспитывающих ситуаций предлагались подвиг Дамира Юсупова (посадка самолета на кукурузном поле), полет Гагарина в космос – подвиг науки, подвиг Магомеда Нурбагандова, Хусена Андрухаева – гражданский, подвиг академика Сахарова – научный и человеческий…. В сознании детей рождался вопрос: в чём общность и в чём различие природы принятия решений в условиях научного поиска и в ситуации гражданского выбора?

При этом составляется карта смыслов, смысловые «воронки» и т.д. – это различные герменевтические техники, с помощью которых через проговаривание происходит глубокое постижение ценностей.

Кадеты-ученики Надежды Борисовны за годы её работы над научной темой в аспирантуре заняли первые места на четырёх конкурсах России: «Школьный патент-шаг в будущее»; Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ им. Менделеева (Андрей Лычев награжден золотой медалью за работу «Ценностные ориентиры современной молодежи. Герменевтический подход»); «Шаг в будущее»; Всероссийские юношеские чтения им. Вернадского (Дмитрий Варламов – абсолютный лауреат, работа «Ценностно-смысловая карта желаний современных подростков») и др.

Об этих научных исследованиях и работах других наших аспирантов и докторантов я сообщала в докладах на Научном совете по философии образования и проблемам методологии научно-педагогических исследований в Российской академии образования.

То есть все те воспитательные проблемы, которые мы рассматриваем сегодня, зрели долго и на уровне воспитательных технологий уже о себе заявили. Благодаря импульсу, который задал основатель тюменской методологической школы академик Владимир Загвязинский как один из самых мощных российских ученых-педагогов, благодаря творческой активности нескольких поколений его последователей и при поддержке Тюменского университета родились уже названные и многие другие научные исследования по проблемам сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей.

В своём выступлении на курсах я не могла об этом не упомянуть. Многие новые педагогические находки коллег требуют научной экспертизы, консультативной помощи и широкого внедрения. Это то, чем собственно и занимается наша небольшая кафедра.

- Вы ещё говорили про угрозы в «погоне» за ценностями…

- Что касается серьёзной идеологической стороны вопроса, я подчеркнула, что сегодня, борясь с терроризмом, с покушением на национальные ценности, иногда наши соотечественники впадают в другую крайность. От противостояния и борьбы – до ксенофобии пол шага. Так, мигрантофобия перерастает в ксенофобию. При этом почему-то не вспоминают, что в годы ВО войны очень многие эвакуированные из прифронтовых территорий дети, попадая в республики Средней Азии, определялись не на казенное воспитание, а в семьи. Узбекские семьи, бедствовавшие в годы войны, брали к себе по 8-10 детей! Актер Юрий Стоянов рассказывает, как благодаря узбекскому народу, выжила его мама. И таких фактов – тысячи!

Есть и такая угроза, как кампанейщина, формализм: дан социальный заказ – все немедленно для галочки проводят какое-то мероприятие и рапортуют. Этого также необходимо избегать.

* Согласно Указу, традиционные ценности – это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности. К ним относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Возврат к списку

Выбрать школу:
Explore Your Own Siberia
Way to the North
Business Russian
Sustainable landscape and regional development
STEP in Russian Energy
Soil Acarology
Siberian Western
Energy Policy in Eurasia
Archeology
Public Diplomacy
Illuminations