Наталья Петровна творчество Пришвина вы изучаете с 1980-х гг.. Почему выбрали именно этого автора?
– Пришвина я открыла для себя, как это ни парадоксально, не в Тюмени, а в Москве, во время учебы в аспирантуре МГУ, когда совершенно случайно мне попал в руки роман «Кащеева цепь», в котором большая глава (точнее, звено) посвящена сибирской и тюменской жизни писателя. Это история о том, как случай превращается в судьбу, в моем варианте, судьбу профессиональную. Решающую роль в этой истории сыграло мое знакомство с Домом-музеем Пришвина в Дунино (сейчас это филиал ГМИРЛИ) и его бессменными хранителями – Л. А. Рязановой и Я.З. Гришиной. Благодаря им музей стал центром уникального и бесконечно привлекательного пришвинского мира-пространства, из которого невозможно уйти, не потеряв себя.
Когда я вернулась в Тюмень, с удивлением обнаружила, что в городе нет никаких следов пребывания здесь Пришвина. Благодаря усилиям кафедры русской литературы ТюмГУ, где я тогда работала, в 1985 г. на здании Сельскохозяйственного института, бывшем здании Александровского реального училища, в котором Пришвин учился в 1889–1892 гг., появилась мемориальная доска, увековечивающая память об этом событии. Потом были Пришвинские конференции (1991, 1996) и в 1998 г., в год 125-летия со дня рождения писателя, целый Год Пришвина в Тюмени, полный самых разнообразных встреч и событий.
В результате, как я думаю, в городе возникло особое пришвинское, постоянно расширяющееся пространство, создающееся усилиями читателей Пришвина, подвижников-энтузиастов и городских властей. Важнейшее место в этом пространстве занимает школа №70, которую возглавляет Лидия Русакова, народный учитель РФ. Много лет здесь проходил праздник Солнцеворота, связанный с пришвинской идеей весны света, а в последние годы – замечательный Синичкин-фест. Не могу не похвастаться: здесь работают Галина Юрьевна Синицына и Владимир Юрьевич Никляев, замечательные выпускники ТюмГУ, учившиеся когда-то в моем пришвинском семинаре. В юбилейном для писателя (150 лет!) 2023 году в Тюмени возникла Библиотека имени М.М. Пришвина, дружный коллектив которой стал драйвером расширения и развития пришвинского пространства города.
Как пришла идея Синички? Кто создавал макет? Искали финансирование, исполнителей?
– Идея Пришвинской синички на набережной Туры возникла все из того же романа «Кащеева цепь» и дневников писателя. Из романа, а это роман автобиографический, известно, что жизнь Пришвина в Тюмени, как и его героя Алпатова, связана, главным образом, с двумя местами: Александровским реальным училищем и домом И.И. Игнатова, дяди будущего писателя и крупнейшего в Сибири пароходовладельца, у которого он жил. Дом этот, находившийся на улице Госпаровской, 41, сейчас разрушен, но Пришвин описывает его в романе подробнейшим образом: огромный, двухэтажный, с вышкой, похожий на речной пароход. Также детально Пришвин рассказывает здесь историю с синичкой у окна, из которого открываются бескрайние дали за Турой. Собственно, я хочу сказать, что Пришвин оставил нам в наследство образ Тюмени как города на реке, города речных берегов, лодок и пароходов, а Набережная Туры сегодня – самое пришвинское место в городе. И синичка вернулась сегодня почти в те же места, из которых она улетела примерно 140 лет тому назад.
И еще одно важнейшее событие: компания «Брусника» объявила в октябре этого года о планах реконструкции дома И.И. Игнатова в районе «Речной порт». Надеюсь, в этом доме появится музей и Игнатова, и Пришвина. Тогда пришвинская речная и прибрежная Тюмень предстанет в своем завершенном виде.
От идеи до появления на набережной Синички Пришвина прошло фактически два года. Очевидно, произошло это благодаря дерзости, талантам, настойчивости, финансовой поддержке многих людей и организаций, начиная от Библиотеки имени М.М. Пришвина и школы № 70. Практическое осуществление проекта взяли на себя возникший в 2023 г. Центр стратегического развития «Сибирь» (генеральный директор Дмитрий Селивохин, Елена Ренёва – главный проект-менеджер, дизайнер Василий Евсеев и архитектор Евгений Лесков), а также компания с замечательным названием «Живая сталь» (директор Алексей Гоголев). Особая роль в осуществлении проекта принадлежит главе города Руслану Кухаруку и его заместителю Владимиру Третьякову, который стал фактически главным ангелом-хранителем Синички. Финансирование проекта осуществила компания «Брусника».
Как, на ваш взгляд, этот арт-объект может помочь гостям города и самим тюменцам лучше узнать историю, краеведение, литературу? Верите в это?
– Думаю, если Пришвинская синичка станет местом притяжения для тюменцев и гостей города, если о ней возникнут городские легенды, если возле нее люди будут фотографироваться, как, например, возле Чижика-пыжика на Фонтанке в Санкт-Петербурге, этого будет достаточно. И это, в частности, будет означать, что Пришвин неуклонно превращается в локальный миф и региональный культурный бренд. Кстати, одну чудесную историю о Синичке Пришвина я уже слышала: если бросить монетку в Туру через окно и загадать желание, оно обязательно сбудется! Попробуйте!
Кому скажем спасибо за реализацию проекта?
– Огромная благодарность всем добрым людям, иногда не подозревающим о существовании друг друга, но объединившимся в благородном деле сохранения памяти о Михаиле Пришвине в нашем городе. Для нас Синичка Пришвина – великолепный повод приобщиться к идее писателя о том, что всех крылатых существ – птиц, ангелов и людей – роднят крылья свободы, творчества и великой радости жизни. Думаю, сам Михаил Михайлович Пришвин увидел бы в этом событии свидетельство главной своей надежды – всеобщего творчества жизни, в котором сегодня участвуют не только люди, но и река, небо, солнце и многочисленные местные вороны, прилетающие поговорить с Синичкой.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ