Ученые, заповедники и марсианские ландшафты: ТюмГУ провел летнюю школу на Южном Урале
Ученые, заповедники и марсианские ландшафты: ТюмГУ провел летнюю школу на Южном Урале
07.09.2022

Школа проводилась в рамках мегагранта «Человек в меняющемся пространстве Урала и Сибири». Ее цель – осмыслить пространство с точки зрения взаимодействия между обществом и окружающей средой. Как гуманитарные науки осмысляют понятия фронтира, центра, периферии, дикой природы и освоенного пространства? Способны ли они создавать новые точки на карте – заповедники, памятники природы, и деконструировать старые – загрязненные ландшафты, зоны экологических бедствий?

2лш.jpgБерега озера Тургояк стали наиболее подходящим местом для обсуждения поставленных вопросов. Южный Урал – это регион, богатый как антропогенными ландшафтами, так и заповедниками. В дни летней школы они стали не просто географическим окружением, а предметом обучения: организаторы пригласили участников и лекторов школы на полевые выезды в Национальный парк «Таганай» и город Карабаш. Поездки позволили увидеть уникальные природные ландшафты и загрязненные человеком территории, напоминающие марсианские пейзажи, которые находятся в непосредственной близости друг от друга. Полученные во время выездов наблюдения и впечатления стали важным дополнением к аудиторным дискуссиям, и, главное, основой для фотоэссе – задания, которое участники выполнили по результатам летней школы.

Помимо полевых выездов и работы над фотоэссе, участники школы прослушали лекции от приглашенных преподавателей. В их числе были представители первого в России научного подразделения в области экологических гуманитарных наук – сотрудники Лаборатории экологической и технологической истории петербургского кампуса НИУ ВШЭ Александра Бекасова и Маргарита Дадыкина. Они рассказали о развитии экологической истории в России, пространственном повороте и практиках мобильности, в том числе на материалах из истории освоения Русского севера. 

3лш.JPG

Исторические темы обнаружили много общего с исследованиями коллег из других областей. В частности, к вопросам мобильности и освоения пространства обратилась Светлана Кравчук, директор Школы арктического дизайна (Екатеринбург). К работе в Карабаше и Таганае участников школы подготовили лекции старшего научного сотрудника Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Наталии Юркевич и старшего научного сотрудника Антропошколы ТюмГУ Рамины Абиловой. Ученые ИГИТИ НИУ ВШЭ и соорганизаторы летней школы Борис Степанов и Роман Абрамов в своей лекции сосредоточились на знании о периферии и периферийном знании в рамках краеведческих исследований.

Ученые обсудили с коллегами свои исследовательские проекты. При этом дисциплинарное разнообразие коллектива школы только способствовало продуктивным дискуссиям.

Дарья Хохлова (НИУ ВШЭ): «Меня очень вдохновило, то, что мы обсуждали, как один и тот же предмет исследования можно сделать "объектом" для разных дисциплин и исследовательских оптик. Такое обсуждение было очень полезно для того, чтобы лучше понять, как можно строить дизайн исследований».

«Летняя школа тала важным мероприятием, которое по-своему реструктурирует исследовательское пространство, создавая новые сетевые структуры и “сети доверия”», – отметила Александра Бекасова.

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Фото: Александры Раевой и Романа Гильминтинова


Возврат к списку

Выбрать школу:
Explore Your Own Siberia
Way to the North
Business Russian
Sustainable landscape and regional development
STEP in Russian Energy
Soil Acarology
Siberian Western
Energy Policy in Eurasia
Archeology
Public Diplomacy
Illuminations